Page 16 - ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ
P. 16
украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком,
посыпали цветным пшеном.
Пасхальный "натюрморт" являлся прекрасной
иллюстрацией мифологических представлений наших
предков: хлеб - древо жизни, поросенок - символ
плодородия, яйцо - начало жизни, жизненная энергия.
Возвратившись из церкви после освящения обрядовой
пищи, умывались водой, в которой находилась красная
"крашенка", чтобы быть красивым и здоровым.
Разговлялись яйцом и "паской". Ими же одаривали нищих, обменивались с
родственниками и соседями.
Очень насыщенной была игровая,
развлекательная сторона праздника: вождение
хороводов, игры с крашенками, в каждой станице
устраивали качели, карусели. Катание на качелях
имело обрядовое значение - оно должно было
стимулировать рост всего живого.
Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, через неделю после
пасхального воскресенья. Это был "родительский день", поминовение усопших.
Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества, людей, На
Кубани к предкам всегда относились с глубоким почтением. В этот день всей
станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, устраивали
поминальную тризну, раздавали "на помин" еду и сладости.
Казакам присущи щедрость, честность, бескорыстие, постоянство в дружбе, любовь к
свободе, уважение к старшим, простота, гостеприимство,
Умеренность и изобретательность в быту.
Жизнь и служба в приграничной полосе протекала в постоянной опасности со
стороны соседей, что вызывало необходимость быть всегда готовыми к отражению
нападения неприятеля.
Поэтому казак должен быть храбр, силен, ловок, вынослив, хорошо владеть
холодным и огнестрельным оружием.