Page 13 - ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ
P. 13
Андреем Первозванным, через 40 лет после рождения Иисуса Христа. Интересен тот
факт, что на Кубани праздник Рождества Христова начали отмечать на 1000 лет
раньше, чем в Киеве.
Известно, что Святки длятся с 7 по 19 января (по новому стилю).
Святки отмечались примерно одинаково по всей кубанской земле. В станицах и
хуторах вводился запрет на работу и соблюдался довольно строго. Люди ходили друг
другу в гости, катались на санях, устраивали молодежные гулянья. Во многих
станицах популярны были кулачные бои, так называемые "кулачки". На Кубани
образовался целый пласт пословиц, поговорок и загадок, связанных с кулачным боем.
У кулачного бойца высоко ценилась не только сила: "Богатырская рука однажды
бьет", но и быстрота и ловкость: "То не козак, шо поборов, а той, шо вывернувся".
Определяющая роль отводилась мужеству и храбрости бойцов: "Бой отвагу любит",
"Назад тики раки лазят". Важное значение придавалось соблюдению правил боя: "Нэ
той правей, хто сильней, а тот, хто честней". Обычно кулачные бои велись " по
справедливости", при этом порицалось явное нарушение правил ведения схватки или
провоцирование драки: "Кто драку затевает, тот чаще битым бывает".
В ходе кулачного боя казаки осваивали приемы
коллективного взаимодействия по ведению боя.
Эффективность такого подхода выразилась в
поговорке: "Гуртом и батьку добре биты".
Один из приемов ведения кулачного боя,
связанный с групповыми действиями бойцов,
нашел отражение в загадке: "Стали хлопци в
ряд, проходыть не велят". Отгадка - плетень. Плетень здесь ассоциируется со
"стенкой" - особым построением кулачных бойцов, при котором они находятся в
боевой стойке, располагаясь в одну шеренгу и став плотно друг к другу.
Следует отметить, что кулачные бои не несли особой агрессивности к сопернику.
После окончания боя обычно устраивалось совместное застолье, во время которого
участники обсуждали ход боя, приемы ведения схватки, характеризовали бойцов по
проявленным способностям. Это способствовало уяснению отдельных моментов и