Page 67 - ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ
P. 67
- Я тоже здесь, а не там, потому что Россия без свободы для меня
невозможна. Но… На что мне, собственно, нужна свобода, если нет России? Что
мне без России делать с этой свободой?
Во время второй мировой войны писателя, опустошенного морально и
физически, привели на немецкое радио. Там он произнес речь «Большевизм и
человечество», где сравнил Гитлера с Жанной д’Арк в походе против
большевизма. Себя же он ощущал предтечей грядущего царства духа. Наивно, но
этого ему не простили. Позже зверства Гитлера заставили его содрогнуться, но
было поздно. Умер Д.С. Мережковский в 1941 году и похоронен на русском
кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где присутствовали несколько человек.
Надгробный памятник ему поставили за счет французских издателей.
ИТАК, МЕРЕЖКОВСКИЙ ПИШЕТ ТРИЛОГИЮ «ХРИСТОС И АНТИХРИСТ», И
НЕВОЛЬНО НАПРАШИВАЕТСЯ ВОПРОС: «А КТО ЖЕ ОН САМ? ХРИСТОС ИЛИ АНТИХРИСТ?»
Возьмем второй роман трилогии «Воскресшие боги Леонардо да Винчи». Это
яркое историческое повествование о жизни и деятельности великого итальянского
художника эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи – один из самых загадочных
гениев той прекрасной эпохи. Мы видим Леонардо то глазами писателя, то
глазами его учеников и особенно самого преданного, Джиованни Бельтраффио.
Джиованни живет в доме учителя, он ведет дневник, где описывает все, что
делает и чему учит его Леонардо. Бельтраффио очень набожен и мучительно
переживает, когда его учителя, в которого он сам верит, как в святого, называют
безбожником и еретиком. Он постоянно анализирует слова и поступки учителя и
от того еще больше запутывается сам. Леонардо левша, «но левою рукою, с виду
нежной и тонкой, как у молодой женщины, сгибает железные подковы,
перекручивает язык медного колокола и ею же, рисуя лицо прекрасной девушки,
наводит прозрачные тени прикосновениями угля или карандаша, легкими, как
трепетания крыльев бабочки». На другой день он с таким же жадным
любопытством рисует омерзительных уродов, с тою же любовью, что недавно
выписывал божественную улыбку Девы Марии. Джиованни мучается вопросом:
«Кому поклоняется, кого почитает человеком, а кого – богом этот мастер,
одновременно пишущий «Тайную вечерю» и сооружающий памятник насильнику
Сфорца?» Джиованни Бельтраффио находят повешенным: выясняется, что он
покончил с собой от мысли, что Христос и Антихрист — одно и то же и, так и не
разобравшись в столь удивительной и сложной личности учителя и его
двойственной природе: ангела и дьявола.
Леонардо умирает, так и не построив летательной машины и не закончив
практически ни одно из своих начинаний. Создатель бесспорных шедевров, он
вдруг внезапно охладевал к искусству, оставляя свои картины незаконченными.
Ему принадлежит множество самых разнообразных изобретений, далеко
опередивших его время и сохраняющих свое значение и в наши дни. Время