Page 67 - ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ
P. 67

-  Я  тоже  здесь,  а  не  там,  потому  что  Россия  без  свободы  для  меня

            невозможна. Но… На что мне, собственно, нужна свобода, если нет России? Что
            мне без России делать с этой свободой?

                   Во  время  второй  мировой  войны  писателя,  опустошенного  морально  и
            физически,  привели  на  немецкое  радио.  Там  он  произнес  речь  «Большевизм  и
            человечество»,  где  сравнил  Гитлера  с  Жанной  д’Арк  в  походе  против

            большевизма. Себя же он ощущал предтечей грядущего царства духа. Наивно, но
            этого ему  не  простили. Позже  зверства Гитлера  заставили  его  содрогнуться,  но
            было  поздно.  Умер  Д.С.  Мережковский  в  1941  году  и  похоронен  на  русском

            кладбище  Сент-Женевьев-де-Буа,  где  присутствовали  несколько  человек.
            Надгробный памятник ему поставили за счет французских издателей.

                  ИТАК,  МЕРЕЖКОВСКИЙ  ПИШЕТ  ТРИЛОГИЮ  «ХРИСТОС  И  АНТИХРИСТ»,  И
            НЕВОЛЬНО НАПРАШИВАЕТСЯ ВОПРОС: «А КТО ЖЕ ОН САМ? ХРИСТОС ИЛИ АНТИХРИСТ?»

                  Возьмем второй роман трилогии «Воскресшие боги Леонардо да Винчи». Это
            яркое историческое повествование о жизни и деятельности великого итальянского
            художника эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи – один из самых загадочных

            гениев  той  прекрасной  эпохи.  Мы  видим  Леонардо  то  глазами  писателя,  то
            глазами  его  учеников  и  особенно  самого  преданного,  Джиованни  Бельтраффио.
            Джиованни  живет  в  доме  учителя,  он  ведет  дневник,  где  описывает  все,  что

            делает  и  чему  учит  его  Леонардо.  Бельтраффио  очень  набожен  и  мучительно
            переживает, когда его учителя, в которого он сам верит, как в святого, называют
            безбожником и еретиком. Он постоянно анализирует слова и поступки учителя и
            от того еще больше запутывается сам. Леонардо левша, «но левою рукою, с виду

            нежной  и  тонкой,  как  у  молодой  женщины,  сгибает  железные  подковы,
            перекручивает язык медного колокола и ею же, рисуя лицо прекрасной девушки,

            наводит  прозрачные  тени  прикосновениями  угля  или  карандаша,  легкими,  как
            трепетания  крыльев  бабочки».  На  другой  день  он  с  таким  же  жадным
            любопытством  рисует  омерзительных  уродов,  с  тою  же  любовью,  что  недавно
            выписывал божественную улыбку Девы Марии. Джиованни мучается вопросом:

            «Кому  поклоняется,  кого  почитает  человеком,  а  кого  –  богом  этот  мастер,
            одновременно пишущий «Тайную вечерю» и сооружающий памятник насильнику
            Сфорца?»  Джиованни  Бельтраффио  находят  повешенным:  выясняется,  что  он

            покончил с собой от мысли, что Христос и Антихрист — одно и то же и, так и не
            разобравшись  в  столь  удивительной  и  сложной  личности  учителя  и  его
            двойственной природе: ангела и дьявола.

                  Леонардо  умирает,  так  и  не  построив  летательной  машины  и  не  закончив
            практически ни одно из своих начинаний. Создатель бесспорных шедевров,  он

            вдруг внезапно охладевал к искусству, оставляя свои картины незаконченными.
            Ему  принадлежит  множество  самых  разнообразных  изобретений,  далеко
            опередивших  его  время  и  сохраняющих  свое  значение  и  в  наши  дни.  Время
   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72