Page 66 - ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ
P. 66
неординарной, своеобразной и противоречивой личностью. Недавно прочел его
книгу «Воскресшие Боги Леонардо да Винчи». Произведение, на мой взгляд,
гениальное. Только потом, всерьез заинтересовавшись его творчеством, узнал, что
это вторая часть трилогии «Христос и антихрист». Обязательно прочту и две
другие книги. А недавно, заглянув в библиотеку, случайно обнаружил другое его
произведение – «Царство зверя». Прочитал первую часть, пьесу «Павел Первый»,
сейчас читаю исторический роман «Александр Первый». Впереди «14 декабря».
Произведения, безусловно, интересные, ярко открывают перед нами страницы
истории, образы российских монархов. И все же Леонардо не идет из памяти, и
его образ невольно пересекается у меня с образом самого писателя.
Д.С. Мережковский известен во всем мире как великий религиозный
философ, историк, литературный критик, переводчик, поэт, писатель. И все же в
литературном процессе его место определяется, прежде всего, тем, что он был
основоположником русского символизма. Основной темой писателя, с одной
стороны, является философская антитеза, противопоставление двух начал,
плотского и духовного. Он считал, что вся история человечества основана на
повторяющемся из века в век противоборстве Христа и Антихриста. Образ
античности всегда волновал русских философов. Культура Серебряного века
основывалась на напряженном противостоянии античного, языческого начала, с
одной стороны, и духовной религиозной культуры, которое принесло русское
религиозное Возрождение.
С другой стороны, известный русский философ Н.М. Бахтин так
характеризовал его творчество: «Таков всегдашний путь Мережковского:
прорасти корнями из настоящего через настоящее – в былое. Все его творчество –
медленное прорастание в глубинные и плодоносные пласты Истории: Россия
Александра, Павла, Петра; Италия Леонардо; Эпоха Апостата теперь – Эгейская
культура, и далее – Египет, Вавилон. Для него познание прошлого – реальное
общение в духе и лестница посвящений».
Д.С. Мережковский родился в дворянской семье. С детства был глубоко
религиозен и одинок. Это чувство отразилось в его первых стихах, которые
подверглись жесткой критике Ф.М. Достоевского. Это непонимание глубоко
огорчило молодого поэта. Тяжелая, неизвестная болезнь послужила «повороту в
вере», мировоззрении писателя. Он стал членом «Религиозно-философского
собрания», предпринял «духовное странничество». Д.С. Мережковский
категорически не принял Октябрьскую революцию, власть большевиков и
навсегда эмигрировал в Европу. Он мечтал найти там ту свободу, «которая была
попрана на родине», но все же болезненно переживал свою отчужденность от
России. Известен один из его диалогов с женой-соратницей З. Гиппиус:
- Зина, что тебе дороже: Россия без свободы или свобода без России?
- Свобода без России. И поэтому я здесь, а не там.