Page 66 - ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ
P. 66

неординарной, своеобразной и противоречивой личностью. Недавно прочел его

            книгу  «Воскресшие  Боги  Леонардо  да  Винчи».  Произведение,  на  мой  взгляд,
            гениальное. Только потом, всерьез заинтересовавшись его творчеством, узнал, что
            это  вторая  часть  трилогии  «Христос  и  антихрист».  Обязательно  прочту  и  две

            другие книги. А недавно, заглянув в библиотеку, случайно обнаружил другое его
            произведение – «Царство зверя». Прочитал первую часть, пьесу «Павел Первый»,
            сейчас читаю исторический роман «Александр Первый». Впереди «14 декабря».

            Произведения,  безусловно,  интересные,  ярко  открывают  перед  нами  страницы
            истории, образы российских монархов. И все же Леонардо не идет из памяти, и
            его образ невольно пересекается у меня с образом самого писателя.

                  Д.С.  Мережковский  известен  во  всем  мире  как  великий  религиозный
            философ, историк, литературный критик, переводчик, поэт, писатель. И все же в
            литературном  процессе  его  место  определяется,  прежде  всего,  тем,  что  он  был

            основоположником  русского  символизма.  Основной  темой  писателя,  с  одной
            стороны,  является  философская  антитеза,  противопоставление  двух  начал,

            плотского  и  духовного.  Он  считал,  что  вся  история  человечества  основана  на
            повторяющемся  из  века  в  век  противоборстве  Христа  и  Антихриста.  Образ
            античности  всегда  волновал  русских  философов.  Культура  Серебряного  века
            основывалась на  напряженном противостоянии  античного,  языческого  начала,  с

            одной  стороны,  и  духовной  религиозной  культуры,  которое  принесло  русское
            религиозное Возрождение.

                  С  другой  стороны,  известный  русский  философ  Н.М.  Бахтин  так
            характеризовал  его  творчество:  «Таков  всегдашний  путь  Мережковского:
            прорасти корнями из настоящего через настоящее – в былое. Все его творчество –

            медленное  прорастание  в  глубинные  и  плодоносные  пласты  Истории:  Россия
            Александра, Павла, Петра; Италия Леонардо; Эпоха Апостата теперь – Эгейская
            культура,  и  далее  –  Египет,  Вавилон.  Для  него  познание  прошлого  –  реальное

            общение в духе и лестница посвящений».
                  Д.С.  Мережковский  родился  в  дворянской  семье.  С  детства  был  глубоко
            религиозен  и  одинок.  Это  чувство  отразилось  в  его  первых  стихах,  которые

            подверглись  жесткой  критике  Ф.М.  Достоевского.  Это  непонимание  глубоко
            огорчило молодого поэта. Тяжелая, неизвестная болезнь послужила «повороту в
            вере»,  мировоззрении  писателя.  Он  стал  членом  «Религиозно-философского

            собрания»,  предпринял  «духовное  странничество».    Д.С.  Мережковский
            категорически  не  принял  Октябрьскую  революцию,  власть  большевиков  и
            навсегда эмигрировал в Европу. Он мечтал найти там ту свободу, «которая была

            попрана  на  родине»,  но  все  же  болезненно  переживал  свою  отчужденность  от
            России. Известен один из его диалогов с женой-соратницей З. Гиппиус:

                  - Зина, что тебе дороже: Россия без свободы или свобода без России?
                  - Свобода без России. И поэтому я здесь, а не там.
   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71