Page 70 - ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ
P. 70
канала). От Головного сооружения пошло ответвление на юг, которое впоследствии
стало называться Нижне-Донским магистральным каналом.
Итак, первая послевоенная грандиозная стройка стартовала: Волго-Донской
канал им. Ленина, Цимлянское море, Цимлянская ГЭС, система мелиорации
(каналы Верхне-Донской, Нижне-Донской, Верхне-Сальский и др.). В1951 году был
забетонирован первый блок на сооружение шлюза №14 и началось
бетонирование Головного сооружения Донского магистрального канала (ДМК). К
концу 1951 года все гидротехнические сооружения: 15 шлюзов, насосные станции
(НС), Цимлянский гидроузел и Донской магистральный канал – вступили в
предпусковой период.
В марте 1952 года началась замочка Донского оросительного канала, в апреле
строители приступили к заполнению котлована Цимлянского водохранилища: вода
пошла к шлюзу №14, к Головному сооружению оросительного канала, к порту.
31 мая 1950 года в 13 часов 30 минут встретились и навек соединились воды
Волги и Дона. Были опубликованы постановления Совета Министров СССР «Об
открытии Волго-Донского судоходного канала» и Указ Президента Верховного
Совета СССР о присвоении каналу имени В.И. Ленина. Протяженность его 101
километр.
Воды Цимлянского моря привели в движение мощные турбины Цимлянской
гидроэлектростанции и дали возможность напоить живительной водой тысячи
гектаров засушливых земель. По территории Мартыновского района пролегла
рукотворная река - Донской магистральный канал. На 27 километре ДМК по-
строено Головное сооружение или 273 пикет. От него пошла ветвь канала на
Мартыновский район. В двух километрах от Головного находится естественный
водораздел между реками Дон и Сал, в котором строителям нужно провести канал.
На входе водораздела работал 14-ти кубовый экскаватор ЭШ-14/65 (таких было в
нашей стране всего 2). Чтобы доставить шагающий экскаватор к месту
эксплуатации, нужно было построить железную дорогу узкоколейку от станции
Саловской до станции Малая Мартыновка. В начале 1951 года из города
Свердловска с Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ) пришел
железнодорожный состав из 155 платформ, на котором находились составляющие