Page 69 - ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ
P. 69
осуществить задуманное не дала Гражданская война. Лишь в середине 20-х годов
прибыли первые группы изыскателей и геодезистов, чтобы начать работы.
Рытьё канала начато весной 1928 года вручную. Землекопы углубляли русло реки
Сарпы. Землю грузили в ящики и отвозили на быках и лошадях в сторону.
Предстояло прорыть 101 километр, а техники не было. Одновременно в стране было
начато строительство других гигантов: Днепрогэса, Уралмаша, Магнитки,
Харьковского и Сталинградского заводов. Потом началась Великая Отечественная
война и строительство канала было остановлено. После войны в 1947 году
Февральский пленум ЦК ВКП(б) поставил задачу скорейшего развития орошения в
ряде районов нашей страны, и в 1949 году вновь возобновляется рытьё канала.
28 декабря 1950 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР
«О строительстве Волго-Донского судоходного канала и орошение земель в
Ростовской и Сталинградской области». Это постановление имеет исключительно
важное значение для осуществления великой программы создания материально-
технической базы для развития народного хозяйства. «В сухих сальских степях
зацветут фруктовые сады и распустятся виноградные лозы, по полям зажурчит
донская вода». Для проведения этих работ, в соответствии с постановлением Совета
Министров, Министерство сельского хозяйства в IV квартале 1949 года создаёт
специальную строительную организацию «Ростовдонводстрой» в Большой
Мартыновке. Кроме того для строительства Главного Донского магистрального
канала было организовано Управление строительства оросительных сооружений
«Главгидроволгодонскстрой» (ГГВДС) МВД СССР. В газетах появились объявления
о приёме на работу водителей большегрузных автомашин, скреперистов,
бульдозеристов. Со всей страны стали съезжаться молодые парни и девушки на
трудовые рубежи родины. Контора «Главгидроволгодонскстроя» МВД СССР
находилась в 1949 году в х. Захапин. Под руководством начальника стройрайона
Тёмкина И.И. велось строительство «городка» и пищекомбината в слободе Большая
Мартыновка.
Когда набралось достаточное количество рабочих рук, началась работа по выемке
грунта. Работа механотранспортных участков (МТУ) велась от исходного
четырнадцатого шлюза до Головного сооружения ДМК (донского магистрального