Page 66 - ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ
P. 66
« … А пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый,
он и судия. Я это давеча … в моем сердце почувствовал!.. И всех рассудит и простит,
и добрых и злых, и премудрых и смирных… И когда уже кончит над всеми, тогда
возглаголет и нам: «Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите
слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет:
«Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И возглаголят
премудрые, возглаголят разумные: «Господи! почто сих приемлеши?» И скажет:
«Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих
сам не считал себя достойным сего…» И прострет к нам руце свои, и мы припадем…
и заплачем… и всё поймем! Тогда всё поймем…»
Каждый из нас имеет право выбора и несет личную ответственность за
избранный путь. Русский писатель делает своего героя ответственным за весь ход
русской истории. Ф.М. Достоевский в своем творчестве выясняет сущность
человеческой природы и законов, управляющих мировой историей. Его творчество -
предмет всеобщего, всечеловеческого внимания и в наше время. В романах
Достоевского перед нами развертывается борьба индивидуальной воли со всем ходом
мировой истории. Например, герой романа “Преступления и наказания” намерен
свою собственную волю сделать волей истории. Родион Раскольников с его теорией
права великой личности распоряжаться чужими жизнями и опровержением этой
теории - не только образ бедного несчастного русского студента, он и носитель
всечеловеческих страданий, исканий и заблуждений. Ф.М. Достоевский берет в герои
человека, неустроенной личной судьбы, на всех обиженного и даже не допускающего
мысли, что он сам перед кем-либо виноват. Автор ведет своего героя к праведной
жизни сквозь идейные блуждания не только одной России и не только своего
столетия. Достоевского интересует не столько судьба человека, сколько судьба идеи.
В его представлении праведник - это человек, нашедший правильную идею: русскую
землю и русского бога как единственный, всеспасительный идеал. Такое понимание
праведности присуще и нашим современникам.
В своих произведениях Ф.М. Достоевский требует восстановления
человеческого достоинства. Это писатель, положивший жизнь на поиски путей к
спасению человечества. Это заслуживает нашего внимания и уважения.
66