Page 66 - ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ
P. 66

« … А пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый,

        он и судия. Я это давеча … в моем сердце почувствовал!.. И всех рассудит и простит,

        и добрых и злых, и премудрых и смирных…  И когда уже кончит над всеми, тогда

        возглаголет  и  нам:  «Выходите,  скажет,  и  вы!  Выходите  пьяненькие,  выходите

        слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет:

        «Свиньи  вы!  образа  звериного  и  печати  его;  но  приидите  и  вы!»  И  возглаголят

        премудрые,  возглаголят  разумные:  «Господи!  почто  сих  приемлеши?»  И  скажет:

        «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих

        сам не считал себя достойным сего…» И прострет к нам руце свои, и мы припадем…

        и заплачем… и всё поймем! Тогда всё поймем…»

               Каждый  из  нас  имеет  право  выбора  и  несет  личную  ответственность  за

        избранный  путь.  Русский  писатель  делает  своего  героя  ответственным  за  весь  ход

        русской  истории.  Ф.М.  Достоевский  в  своем  творчестве  выясняет  сущность


        человеческой природы и законов, управляющих мировой историей. Его творчество -
        предмет  всеобщего,  всечеловеческого  внимания  и  в  наше  время.  В  романах


        Достоевского перед нами развертывается борьба индивидуальной воли со всем ходом
        мировой  истории.  Например,  герой  романа  “Преступления  и  наказания”  намерен


        свою собственную волю сделать волей истории. Родион Раскольников с его теорией
        права  великой  личности  распоряжаться  чужими  жизнями  и  опровержением  этой


        теории  -  не  только  образ  бедного  несчастного  русского  студента,  он  и  носитель

        всечеловеческих страданий, исканий и заблуждений. Ф.М. Достоевский берет в герои

        человека, неустроенной личной судьбы, на всех обиженного и даже не допускающего

        мысли,  что  он  сам  перед  кем-либо  виноват.  Автор  ведет  своего  героя  к  праведной

        жизни  сквозь  идейные  блуждания  не  только  одной  России  и  не  только  своего

        столетия. Достоевского интересует не столько судьба человека, сколько судьба идеи.

        В его представлении праведник - это человек, нашедший правильную идею: русскую

        землю и русского бога как единственный, всеспасительный идеал. Такое понимание

        праведности присуще и нашим современникам.

               В  своих  произведениях  Ф.М.  Достоевский  требует  восстановления

        человеческого  достоинства.  Это  писатель,  положивший  жизнь  на  поиски  путей  к

        спасению человечества. Это заслуживает нашего внимания и уважения.
                                                                                                             66
   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71